Москва +7-964-780-9069

Метод чистки зубов по пахомову

Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2—2,5 лет — 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобраз-ную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones. Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, иск- лючая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями — окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзи-онной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные щетки — основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

• формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18—25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам покачеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки — плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой — язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие — в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие — в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-B», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) — очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2—3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-В Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие — «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

3. Первичная. Вторичная, третичная профилактика кариеса. Роль в повышении уровня и резервов здоровья человека. Популяционный, групповой, индивидуальный уровни профилактики.

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная — использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная — применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонти-ческие процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная — восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

Профессиональная гигие­на — комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений. Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

• мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

• обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

• удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

• полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

• устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

• гигиенического состояния поло­сти рта;

• интенсивности кариеса зубов;

• степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов — это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ(индекс гигиены). Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента

В рекомендациях по снижению кариесогенного потенциала пита­ния следует подчеркивать:

• необходимость уменьшения об­щего потребления Сахаров;

• пользу снижения частоты потреб­ления Сахаров;

• значение уменьшения времени пребывания Сахаров в полости рта;

• важность замены легко метаболи-зируемых Сахаров на неметаболи-зируемые (сахарозаменители).

Популяционная (коммунальная) профилактика ориентирована на коррекцию или устранение тех факторов риска развития стоматологических заболеваний, которые являются общими для всех жителей региона (страны). Основными факторами-мишенями популяционной профилактики являются: • низкий уровень гигиены полости рта; • дефицит фторида в питьевой воде и в продуктах питания; • высокий уровень потребления углеводов (Сахаров) в традиционной диете, нерациональный режим питания.

Для групповых программ используют: • организация рационального общественного питания; • различные формы санитарного просвещения; • обучение гигиеническому уходу за полостью рта и его систематическое осуществление; • применение системных добавок фторида (с солью, молоком, таблетками); • применение местных фторпрепаратов (полоскания, реже — аппликация лаков); • неинвазивная герметизация (редко); • миогимнастика.

В групповых программах стоматолог принимает участие как инициатор и консультант для основных исполнителей — среднего медицинского, педагогического и другого вспомогательного персонала.

4. Цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования, методы обследования, регистрация, оценка результатов обследования. Упрощенный индекс гигиены полости рта OHI-S (индекс Грина-Вермиллиона) как один из применяемых индексов при эпидемиологическом исследовании; методика проведения и расчет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8582 — | 7403 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

очень нужно

Все эти методики эффективны, но для каждого конкретного пациента врач может порекомендовать какую–то одну в связи с некоторыми особенностями (текущие заболевания полости рта, особенности расположения зубов, возраст пациента и прочее).

Метод чистки зубов Fones

Этот метод рекомендуется детям и взрослым лицам, не имеющих заболеваний пародонта.

Зубную щетку располагают перпендикулярно поверхности зубов. Круговыми движениями очищаются губные и щечные поверхности сомкнутых зубов, включая краевую часть десны. Оральные и жевательные поверхности зубов очищают маленькими вращательными движениями при несомкнутых зубных рядах поочередно на верхней и нижней челюсти.

Метод Leonard

Зубную щетку устанавливают перпендикулярно поверхности зубов, производя вертикальные движения в направлении от десны к коронке зуба. Губные и щечные поверхности зубов чистят при сомкнутых зубных рядах, оральные — при несомкнутых, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед–назад. Оральные поверхности фронтальных зубов удобнее очищать щеткой, расположенной вертикально и параллельно оси зуба. Этот метод позволяет избежать повреждения десен.

Метод Bass

Головку щетки с щетинками располагают под углом 45 градусов к оси зуба, немного придавливая концы щетинок к эмали и десне. Таким образом волокна проникают в десневую бороздку и межзубные пространства. Стоит соблюдать правильное положение головки щетки, т.к. вертикально расположенные щетинки повреждают эпителиальное прикрепление и десну.

Чистку губной (щечной) и оральной поверхностей зубов производят вибрирующими движениями с небольшой амплитудой. Жевательные поверхности чистят возвратно–поступательными движениями. Данный метод позволяет хорошо очистить пришеечную область моляров.

Метод чистки зубов Charters

Головку зубной щетки располагают под углом 45 градусов к оси зуба так, чтобы концы щетинок достигали режущего края зуба. Легким нажатием кончики волокон проталкивают в межзубные промежутки и в этом положении осуществляют вибрирующие движения. Этот метод рекомендуется для массажа десен и применяется для профилактики рецидивов после проведения курса лечения воспалительных заболеваний пародонта.

Способ чистки зубов Stillmann

Головку зубной щетки располагают под углом 45 градусов к оси зуба. Щетинки надавливают на десневой край и совершают слабое вращательное движение. На фронтальных зубах щетку устанавливают вертикально и повторяют технику чистки. В области каждого зуба рекомендуется повторять эти движения 4–5 раз. Жевательные поверхности очищают движениями, направленными перпендикулярно к окклюзионной плоскости.

Стандартный метод (Пахомов Г. Н.)

Зубной ряд условно делится на несколько сегментов (с каждой стороны моляры, премоляры, резцы с клыком — итого 6). Последовательно очищают губную (щечную), оральную, жевательную поверхности зубов одного сегмента, потом переходят к другому. Чистку зубов начинают с правых верхних моляров. На нижней челюсти начинают с левых моляров.

Губные (щечные) и оральные поверхности зубов очищают «выметающими» движениями. Головка щетки должна быть направлена под уг­лом 45 градусов к поверхности десны и зубов. «Выметающими» движениями к краю коронки зуба удаляют зубной налет с десен, десневых бороздок, поверхно­сти зубов и, частично, из межзубных промежутков. Далее щеткой проводят несколько возвратно–поступательных и круговых движений. Жевательные поверхности очищаются возвратно–поступательными и круговыми движениями параллельно расположенной щетки.

Для всех методик важно соблюдение следующих правил:

  • зубы нужно чистить регулярно, как минимум 2 раза в день;
  • сама чистка зубов должна занимать минимум 2 минуты;
  • не следует пользоваться изношенной зубной щеткой: растрепанные щетинки травмируют десну и совершенно не справляются с очищением зубов. Помимо этого, на щетинках остаются бактерии, что повышает риск развития воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта;
  • менять зубную щетку следует раз в два–три месяца;
  • использовать подходящую зубную пасту, рекомендованную врачом;
  • хранить зубную щетку следует в открытом виде (в стакане, рабочей частью вверх), а футляр использовать только при транспортировке.

Видео о правильной чистке зубов «Азбука здоровья»

Понравился материал? Поделись в соцсетях и поставь оценку. Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

Войти

Методы правильной чистки зубов

image

Следует помнить, что перед началом чистки необходимо промыть зубную щетку, нанести пасту размером с горошину. Для полного удаления налета с каждой поверхности необходимо сделать не менее 10 парных движений зубной щеткой.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации