Вирусы — инфекционные агенты
Вирусы — это неклеточная форма жизни. Они являются облигатными паразитами, т. е. такими паразитами, которые могут функционировать только внутри одно- или многоклеточного организма. Первооткрыватель вирусов Д. И. Ивановский выявил два их основных свойства — они столь малы, что проходят через фильтры, задерживающие бактерии, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах. Лишь с помощью электронного микроскопа удалось увидеть эти мельчайшие из живых существ (от 20 до 3000 нм) и оценить многообразие их форм.
По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара , вирусы — это плохие новости в упаковке из белка. В значительной степени это действительно так: ведь попавшие в клетку вирусные гены — “плохие новости” приводят к нарушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма. Недаром свое название вирусы получили от латинского слова virus — яд.
Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Лишь попав в клетку, генетический материал вируса воспроизводится, переключая работу клеточных биохимических конвейеров на производство вирусных белков: как ферментов, необходимых для репликации вирусного генома — всей совокупности его генов, так и белков оболочки вируса. В клетке же происходит и сборка из нуклеиновых кислот и белков многочисленных потомков одного попавшего в нее вируса.
В зависимости от длительности пребывания вируса в клетке и характера изменения ее функционирования различают три типа вирусной инфекции.
Если образующиеся вирусы одновременно покидают клетку, то она разрывается и гибнет. Вышедшие из нее вирусы поражают новые клетки. Так развивается литическая инфекция (греч. lysis — разрушение, растворение).
При вирусной инфекции другого типа, называемой персистентной (стойкой), новые вирусы покидают клетку-хозяина постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может изменяться.
Третий тип инфекции называется латентным (скрытым). Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении воспроизводится и передается дочерним клеткам. При определенных условиях в некоторых из зараженных клеток латентный вирус активируется, размножается, и его потомки покидают клетки. Инфекция развивается по литическому или персистентному типу.
Тема : Вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.
Цель: формирование знаний о строении вируса, о функциональных взаимоотношениях органоидов клетки и вирусов.
Задачи : активизировать знания учащихся на решение проблемы;
развивать познавательную активность учащихся, используя приемы проблемного обучения;
развивать коммуникативную компетентность учащихся.
Подготовка к осознанному восприятию нового материала. Постановка проблемной ситуации в ходе беседы.
Итак, начнем сегодняшний урок…
Все, что услышите, окажется вам впрок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред
Сегодня на уроке найдете вы ответ.
Тема для нас не новая.
Что вы знаете о вирусах?
Почему мы чувствуем дискомфорт, когда по средствам массовой информации слышим о вирусе иммунодефицита, или о вирусе гриппа, или о птичьем гриппе?
Тема урока очень актуальна. Я приведу следующие факты (см. презентацию):
— самые распространенные вирусы среди населения земного шара это вирус гриппа, вирус ВИЧ;
— ежедневно в Свердловской области один человек умирает от СПИДа;
— в возрастной группе от 20 до 29 лет каждый десятый болен ВИЧ – инфекцией;
— за 10 лет число зараженных ВИЧ в Свердловской области возросло более чем в 200 раз;
— в настоящее время в муниципальном образовании «Невьянский район» зарегистрировано 160 ВИЧ – инфицированных: 117 – представители женского пола, 43 – мужского;
— ежегодно каждые 30 — 40 % населения Земли поражаются вирусом гриппа.
Эти факты наводят нас на мысль:
Почему при современных средствах массовой информации происходит рост вирусных заболеваний? Может наших представлений о вирусах недостаточно?
Вот на этот вопрос мы должны найти ответ с вами сегодня на уроке.
3. Актуализация знаний.
В 9 классе мы изучали строение вируса. И вновь к этой теме мы возвращаемся с вами в 10 классе. Значит знаний у нас с вами еще недостаточно.
Так какую цель мы должны поставить перед собой? Внимательно вдумайтесь в тему урока: Вирусы — это плохие новости в упаковке из белка.
Чтобы раскрыть эту тему нам надо:
вспомнить строение вирусов;
изучить механизм заражения вирусом клетки;
узнать механизмы защиты клетки от вирусов;
найти ответ на поставленный вопрос (см. презентацию).
Целеполагание для ученика.
Целеполагание для учителя.
1. Углубить знания о строении вирусов.
1. Организовать этап получения и усвоения новых знаний.
2. Изучить механизм размножения вируса в клетке.
2. Помочь учащимся осознать важность знаний о вирусах.
3. Осознать значение знаний о вирусах.
3. Активизировать знания учащихся на решение проблемы.
4. Найти ответ на поставленный вопрос.
4. Организовать повторение темы для подготовки к зачетной работе.
4 . Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.
Давайте вспомним, какое же строение имеют вирусы (см. презентацию)?
Для этого я предлагаю вам выполнить задание №1 :
Буторова Светлана Геннадьевна, 220339461
Изучите слайды, на них представлены рисунки и схемы строения различных вирусов.
Проанализируйте строение вирусов, определите, молекулы каких веществ находятся внутри вируса, а какие снаружи.
Сравните структуру и форму вирусов растений, животных, бактерий.
Записи делайте лаконично, например: Вирус — микроскопичен.
Сделайте выводы и запишите их в тетрадь.
Проверить, что записали учащиеся (при опросе не повторяться – проверить разнообразие суждений).
Провести коррекцию знаний с использованием презентации.
Вирус — доклеточный организм.
Вирус состоит из белковой оболочки и внутри молекулы ДНК или РНК.
Белковую оболочку называют капсидом.
Вирусы имеют разную форму.
Вирусы поражают живые клетки растений, животных, бактерий.
Вирусы – паразиты клетки.
А каким выражением в теме урока я заменила слово паразиты? Дополните информацию.
А сейчас мы узнаем новое о вирусах.
Сообщение учащегося с использованием презентации по плану: история открытия вирусов; классификация вирусов.
Запишите эту информацию в тетрадь – вы можете представить ее в виде таблицы, а можете использовать свой способ систематизации этой информации.
Получив дополнительную информацию о вирусах, давайте рассмотрим вопрос о том, каким же образом вирус поражает клетку?
Это может быть вирус гриппа, поражающий клетки слизистой оболочки полости рта, либо вирус иммунодефицита — поражающий Т – лимфоциты, либо вирус табачной мозаики, поражающий клетки основной ткани листа, либо бактериофаги – так называют вирусы, поражающие бактериальную клетку и т.д.
Сообщение учащихся с использованием презентации по теме: Механизм заражения клетки вирусом.
Ваша задача: внимательно прослушать рассказ для того, чтобы выполнить задание №2.
На доске дополнительно — понятия темы : транскрипция, трансляция.
Я обращаю ваше внимание на такие понятия, как: транскрипция, трансляция. Обратите внимание в ходе рассказа на действия вируса.
Содержание сообщения учащегося:
1. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки хозяина.
2. Мембрана клетки — хозяина растворяется под действием ферментов вируса и внутри клетки хозяина оказывается ДНК вируса.
3 . ДНК вируса блокирует ДНК клетки хозяина. Его ДНК транспортируется в ядро клетки, где происходит его транскрипция и репликация. Синтез клеточной ДНК при этом подавляется.
4. ДНК вируса самореплицируется
5. На матрице ДНК вируса клетка начинается сбор белков вируса . Вирусные и-РНК поступают в цитоплазму, где происходит синтез вирусных белков. Эти белки транспортируются в ядро клетки, соединяются с вновь синтезированной вирусной ДНК с образованием вирусных частиц.
6. В результате самосборки образуются новые частицы вируса . По эндоплазматической сети частицы попадают в аппарат Гольджи, где происходит их окончательное созревание, а затем они выносятся на поверхность клеточных мембран.
7. Новые частицы вируса разрывают клетку — хозяина и инфицируют другие клетки. За один цикл репродукции в клетке образуется несколько десятков новых вирусных частиц. Так в организм может попасть любой вирус.
Выполните задание №2. Последовательно пронумеруйте этапы механизма проникновения вируса в клетку: 1 вариант — вируса гриппа, 2 вариант – вируса ВИЧ (см. приложение №1).
Правильный ответ: 5, 2, 4, 1, 3.
Буторова Светлана Геннадьевна, 220339461
Как видим, разные виды вирусов, но ведут они себя в клетках хозяина одинаково.
Используя в помощь схему, пересказали друг другу механизм заражения клетки.
Релаксационная пауза. (Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия).
А сейчас наступает релаксационная пауза. Расслабьтесь, сделайте упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, а также обратите внимание на зрительный тренажер.
И сейчас естественно возникает вопрос:
А может ли клетка защитить себя от действия вируса?
Сообщение учащегося о механизмах защиты организма от вируса:
Так как вирусы используют клеточные структуры для синтеза вирусных частиц, антибиотики неэффективны. Для лечения вирусных инфекций применяют интерферон – белок, который в норме синтезируется эукариотической клеткой в ответ на проникновение вируса. Интерферон воздействует на рибосомы клетки и блокирует синтез как клеточных, так и вирусных белков. Это приостанавливает развитие вирусной инфекции, препятствует заражению новых клеток и позволяет иммунной системе обезвредить инфекционные частицы. Интерферон особенно эффективен, если его применяют вначале заболевания.
И все — таки, почему же, вирусы гриппа, например, так беспрепятственно попадают в наш организм?
Причина в том, что выработка интерферона начинается со 2- 3 дня заболевания и становится максимальной к 6 – 8 дню болезни. Доказано, что выработка интерферона происходит быстрее при температуре тела 37,5 0С и выше, а лучше всего при температуре 38 0С. Вот почему при гриппе всегда рекомендуется сбивать только очень высокую температуру, если температура снижена, выработка интерферона прекращается, и грипп принимает затяжной характер.
5. Используя полученные на уроке знания, спрогнозируйте результаты деятельности вирусов .
Выполните задание №3 (см. презентацию). Давайте выясним возможные последствия, если…
Деятельность вирусов . Если:
1. Вирусы внедряются в наследственный материал многоклеточных организмов
Происходит изменение генетического материала клетки, она перерождается, так возникают, например, некоторые формы раковых опухолей.
2.Частота возникновения новых вирусов зависит от внешних условий – состава атмосферы, излучений, загрязненности пищи и воды
Чем условия окружающей среды загрязнены, тем больше частота возникновения новых вирусов.
3.Изменчивость вирусных нуклеиновых кислот зависит от соприкосновения с такими веществами, как пестициды, антибиотики
Нуклеиновые кислоты вирусов обладают высокой изменчивостью по отношению к постоянно применяемым пестицидам и антибиотикам, поэтому приходится создавать все новые средства защиты от вирусов.
Решение проблемы. Беседа.
Итак, владея такой обширной информацией о вирусах, зная их деятельность, можем ли мы теперь ответить на поставленный в начале урока вопрос?
Почему происходит рост вирусных заболеваний?
Сегодня на уроке вы узнали больше, о каком вирусе ? (гриппа).
Почему именно об этом вирусе?
Я считаю, что именно этот вирус намного опаснее для вас в вашем возрасте, чем вирус иммунодефицита.
Вывод запишите в тетрадь (см. презентацию).
Представлений достаточно, но:
— частота возникновения новых вирусов зависит от условий внешней среды;
— высокая изменчивость нуклеиновых кислот вируса от соприкосновения с антибиотиками, пестицидами.
Но, мы должны знать, что есть такие способы защиты, как (см. презентацию ):
Буторова Светлана Геннадьевна, 220339461
— знать условия выработки интерферона,
— правильное поведение во время эпидемии гриппа,
— знать средства личной гигиены
6. Мы подошли к следующему этапу урока – проверке знаний .
Предлагаю выполнить задание №4. Итоговый поурочный тест (см. презентацию).
Отметьте утверждения, которые на ваш взгляд, являются правильными:
Вирусы представляют собой наследственный материал в защитной белковой оболочке.
Самые крупные вирусы можно увидеть в хороший световой микроскоп.
Вирусы – это паразиты клеток.
Наследственный материал вирусов представлен ДНК.
Заражая клетку, вирусы всегда ее убивают.
Вирусы были открыты в 19 веке.
Роль вирусов в жизни живых организмов всегда отрицательна.
Интерферон – белок, который синтезируется эукариотической клеткой в ответ на проникновение вируса.
Интерферон воздействует на рибосомы клетки и блокирует синтез как клеточных, так и вирусных белков.
Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему бимолекулярного уровня.
Ключ правильных ответов (см. презентацию). Оцените работу друг у друга, обменявшись работами.
Количество правильных ответов
Подготовьтесь более тщательно и выполните еще один вариант диагностической работы
Подведение итогов теста. Коррекция знаний. Все задания сложите в тетрадь, тетради сдайте.
Оценка устных ответов учащихся , заполнение таблиц №1, учащимися.
7. Домашнее задание. Тема следующего урока: Применение знаний о клетке. Творческим группам, посетившим лаборатории г. Невьянска, для работы в которых нужны знания лаборантам о клетке, подготовить отчеты.
8. Рефлексивный тест с использованием презентации.
Итак, закончим мы урок …
Все, что услышали, пойдет вам впрок.
Что такое вирусы, и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке вы нашли ответ.
Таблица №1.Оценка работы учащегося группой, делавшего сообщение.
Таблица №2.Оценочная деятельность группы № при изучении темы: «Учение о клетке».
«Вирусы (от латинского — virus, то есть «яд») — внутриклеточные паразиты — размножаются только в живых клетках, используя их ферменты для синтеза зрелых вирусных частиц — вирионов.
У разных вирусов вирионы сильно различаются по форме и размерам (20-400 нанометров).
Любой, даже самый мелкий вирус имеет характерную форму, структуру и размер. (Размеры вирусов сейчас принято указывать в нанометрах (1 нанометр в миллион раз меньше миллиметра). Очень многие вирусы, выделенные из животных, бактерий и растений, имеют сферическую форму. Встречаются очень мелкие вирусы с диаметром сферы 20-30 нанометров, как, например, вирус полиомиелита или вирус огуречной мозаики. А вот сферические частицы вирусов герпеса примерно в десять раз крупней. Сферические вирусы гриппа очень пластичны и могут изменять свою форму вплоть до нитевидной.
Сферическая вирусная частица ни в коей мере не похожа на биллиардный шар. Ее поверхность всегда рельефная, потому что содержит выступы различной формы и размеров. Выступы могут выглядеть как едва заметные бугорки или выдаваться очень сильно. Кроме того, если приглядеться, поверхность многих вирусных частиц на самом деле не сферическая, а многогранная. В мире вирусов самый распространенный многогранник — это икосаэдр, то есть геометрическое тело с 20 гранями, являющимися равносторонними треугольниками. Он имеет 12 вершин, где сходятся углы пяти треугольников, и 30 ребер, где смыкаются стороны двух соседних треугольников.
Частицы очень многих вирусов растений и некоторых бактериофагов выглядят как тонкие нити различной длины, характерной для вида вируса. Скажем, нитевидные вирусы X («икс») картофеля имеют длину 500 нанометров и толщину 12 нанометров, а нити вируса желтухи свеклы втрое длинней. Длина нитевидных частиц вируса — возбудителя геморрагической лихорадки Эбола достигает 14000 нанометров, а диаметр их поперечного сечения составляет 80 нанометров. Обычно эта нить — или скорее уж канат — бывает свернута кольцами. Поверхность нитей тоже никогда не бывает совершенно гладкой; напротив, часто хорошо заметна ее поперечная исчерченность.
Некоторые вирусы растений похожи на жесткую палочку. Самой знаменитой палочкой является, конечно, вирус табачной мозаики. Длина.его частицы составляет 300, а толщина 18 нанометров. Собственно, это не палочка, а толстостенный цилиндр, потому что в центре вирусной частицы, вдоль ее длинной оси, проходит узкий сквозной канал.
Частицы вируса мозаики люцерны имеют, как говорят, бацилловидную форму, то есть выглядят как короткие круглые палочки с закругленными краями. А вот вирус бешенства или вирус морщинистости земляники по форме похожи на пистолетную пулю. Вирус натуральной оспы напоминает кирпич со сглаженными краями.
Мозговое вещество, изъеденное прионом болезни Крейтцфельдта — Якоба. Пустые участки располагаются на месте бывших нервных клеток
Вироиды в клубне картофеля под электронным микроскопом
Бактериоф аги (греч. bacterion — палочка и phagos — пожиратель; буквально — пожиратели бактерий) — вирусы, вызывающие разрушение бактерий.
Вироиды — микроорганизмы, так же, как и вирусы, не имеющие клеточного строения и не способные к самовоспроизведению вне клеток организма-хозяина. От вирусов вироиды отличаются отсутствием белковой оболочки — капсида. Вироиды являются патогенами растений.
Прионы (англ. proteinaceous infectious particles — белковые заразные частицы) — более мелкие, чем вирусы, частицы, не содержащие нуклеиновых кислот. Прионы состоят из молекул аномального белка, в нормальном состоянии обычно находящегося на поверхности нервных клеток. Ошибки синтезе этого белка приводят к появлению таких аномальных инфекционных молекул белка.
Основные признаки вирусов:
- не имеют клеточного строения,
- не обнаруживают никаких признаков жизни и не способны размножаться вне клеток организма хозяина,
- содержится только один тип нуклеиновых кислот — либо РНК, либо ДНК (в отличие от клеточных организмов, содержащих и ДНК, и РНК одновременно),
- обмен веществ у вирусов отсутствует; они используют энергию обмена веществ в клетке хозяина.
Строение вируса.
Сердцевина / генетический материал (ДНК или РНК).
Генетический аппарат вируса
белков, которые необходимы для образования
нового вируса: ген, кодирующий обратную транскриптазу и другие.
Капсид — это внешняя оболочка вируса, состоящая из белков:
защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений;
определение потенциала к заражению клетки;
на начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.
Дополнительная липопротеидная оболочка образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес). Эта наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки-хозяина, из которой вирус выходит во внеклеточную среду. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержатся углеводы, например у возбудителей гриппа и герпеса.
Более сложные по структуре вирусы, кроме белков и нуклеиновых кислот, содержат углеводы, липиды. Для каждой группы вирусов характерен свой набор белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Некоторые вирусы содержат в своём составе ферменты.
Вирусы классифицируются
Сердцевине | Структура капсомеров | По клеткам-хозяинам | Тип переноса инфекции от одного организма к другому |
Классификация и свойства вирусов гепатита.
Семейство | Геном | Механизмы и пути передачи | Инфекция | ||
острая | хроническая | ||||
Вирус гепатита A (HAV) | Picornaviridae | РНК | Фекально-оральный | Да | Нет |
Вирус гепатита B (HBV) | Hepadnaviridae | ДНК | Парентеральный, половой, перинатальный | Да | Да |
Вирус гепатита C (HCV) | Flaviviridae | Р НК | Парентеральный, половой, перинатальный | Да | Да |
Вирус гепатита D (HDV) | Viroid | РНК | Парентеральный, половой, перинатальный | Да | Да |
Вирус гепатита Е (HEV) | Caliciviridae | РНК | Фекально-оральный | Да | Нет |
Вирус гепатита G (HGV)
Flaviviridae? РНК Перинатальный, трансмиссивный? Да Да Вирус гепатита F (HFV) мутант HBV? ДНК? Перинатальный, трансмиссивный? Да Да?
Типы вирусных инфекций.
Литическая (разрушение, растворение) инфекция.
Персистентная (стойкая) инфекция
Латентная (скрытая) инфекция
Образующиеся вирусы одновременно покидают клетку, которая разрывается и гибнет. Вышедшие из неё вирусы поражают новые клетки.
Новые вирусы покидают клетку-хозяина постепенно. Клетка продолжает жить и делится, производя новые вирусы, хотя её функционирование может измениться.
Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при её делении воспроизводится и передаётся дочерними клетками.
Таким образом, вирусы – паразиты «на генетическом уровне». Это – суперпаразиты и облигатные (обязательные) паразиты. Суперпаразитизм вирусов проявляется в том, что на нашей планете нет ни одного биологического вида, который не был бы подвержен вирусным инфекциям. Вирусы паразитируют в клетках растений, животных, грибов и бактерий. Облигатными паразитами вирусы называются потому, что они проявляют свойства живого, только паразитируя в клетках других организмов.